You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Традиции. Инновации. Успех.

Технологии

Аудит ИТ-систем

  • Аудит ИТ-системЦели и задачи

     

    Основной целью выполнения работ является реорганизация ИТ-подразделения компании в соответствии с современной методологией эксплуатации ИТ-инфраструктуры и разработка модели предоставления услуг бизнес подразделениям компании с использованием моделей сорсинга.

     

    Ключевым принципом при реализации целей и задач является ориентация на бизнес цели компании, направленность на повышение эффективности деятельности ИТ-подразделений, оптимизацию стоимости и повышение качества предоставляемых услуг в области ИТ.

     

     Основными задачами проекта являются:

    • Проведение анализа соответствия ИТ-процессов задачам и требованиям бизнеса
    • Проведение анализа соответствия организационной структуры бизнес подразделения современным принципам эксплуатации ИТ-инфраструктуры
    • Разработка модели предоставления сервисов
    • Выполнение анализа услуг на предмет оценки целесообразности внутреннего и внешнего сорсинга
    • Проведение обобщенного анализа рынка ИТ-услуг для оценки возможности аутсорсинга
    • Разработка оптимальной процессно-организационной структуры ИТ-подразделения
    • Реализация концепции

     

    Подход к реализации

     

    Для реализации концепции реорганизации ИТ-подразделения определяются 5 основных источников формулирования стратегии сорсинга ИТ:

    • Цели бизнеса
    • Внутренняя эффективность ИТ
    • Внешние возможности рынка
    • Модели сорсинга
    • Управление сорсингом

     

    Аудит ИТ-службы и анализ ситуации

     

    Первым этапом аудита ИТ-подразделения является классификация услуг, предоставляемых службой в отношении бизнес единиц. Основным результатом данной классификации является упорядоченное и структурированное описание бизнес-задач, которые решаются с использованием ИТ-ресурсов. На основании полученных данных наряду с выстраиванием соответствий между бизнес-целями, соответствующими им задачами в области ИТ и услугами, являющимися критериями использования ИТ бизнесом, проводится анализ целесообразности предоставления тех или иных услуг. На следующем этапе в первую очередь проводится анализ соответствия процессно-организационной структуры задачам ИТ и услугам, предоставляемым ИТ-подразделением. Также анализируется процессная модель предоставления услуг в организации. Анализ существующих в мире моделей организации ИТ-подразделений, первичный анализ текущей ситуации в компании и нынешнее состояние рынка ИТ-услуг в России позволяет выделить 2 варианта организации предоставления ИТ-услуг, применимых в компании в настоящее время:

     

    • Внутреннее ИТ-подразделение
    • Внешняя ИТ-комапния

     

    Управление уровнем предоставления услуг - это процесс, в рамках которого происходят переговоры по вопросам предоставления услуг ИТ-подразделением бизнес-единицам, производится определение, измерение (оценка), управление и улучшение качества ИТ-услуг при соблюдении приемлемого уровня затрат. Это понимание реализуется в разработке, согласовании и выполнении Соглашения об Уровне Услуг (SLA), которое представляет собой соглашение между ИТ-организацией и заказчиком, где подробно оговорены предоставляемые услуги. Данное соглашение является неотъемлемой частью функционирования ИТ-подразделения.

     

    Разработка концепции

     

    ИТ-услуги, предоставляемые ИТ-подразделением компании, предварительно классифицируются на следующие две группы:

     

    • Потенциально инсорсинг - группа ИТ-сервисов, выполнение которых должно потенциально обеспечивается внутренними ИТ-подразделениями компании или специально созданными для обеспечения этих сервисов дочерними компаниями
    • Потенциально аутсорсинг - группа ИТ-услуг, которая может быть потенциально передана внешним исполнителям - провайдерам ИТ-услуг

     

    Выделяемые потенциально в аутсорсинг ИТ-сервисы должны быть доступны на рынке с требуемыми характеристиками по уровню качества и стоимости. Критерием эффективности предлагаемых на рынке ИТ-услуг следует считать снижение эксплуатационных расходов либо повышение качества при сохранении неизменного уровня расходов.

     

    На основании выбора модели предоставления услуг, а также результатов аудита ИТ-службы и классификации услуг по принципу инсорсинг/аутсорсинг выполняется доработка процессно-организационной структуры.

     

    Внедрение

     

    Следующим этапом является внедрение процессно-организационной структуры и модели предоставления услуг.

     

    Наряду с разработкой и утверждением регламентирующих деятельность ИТ-подразделения документов выполняется внедрение SLA, выработка и подписание соглашений с провайдерами услуг аутсорсинга.

     

    Преимущества реализации концепции

     

    Основные преимущества, полученные в результате реализации проекта, следующие:

     

    • Профессиональный, комплексный и современный подход к эксплуатации ИТ-инфраструктуры
    • Повышение качество предоставления услуг ИТ-подразделением
    • Гибкость сервисного подхода на основе многоуровневой системы оказания услуг
    • Сокращение эксплуатационных расходов
    • Виртуализация системы эксплуатации
    • Мировой опыт реализации проектов по реорганизации ИТ-подразделений

     

    В мировой практике накоплен обширный опыт реализации проектов по реорганизации ИТ-подразделений. Несмотря на разноплановость подходов и инструментов, необходимо отметить, что общим стало стремление использовать наряду с системным подходом принципы и концепции ITIL в разных формах, а также желание полной или частичной передачи ИТ-процессов в аутсорсинг.

     

    Кроме того, необходимо отметить, что общим свойством реализации большинства проектов стало значительное снижение эксплуатационных расходов.