Цели и задачи
Основной целью выполнения работ является реорганизация ИТ-подразделения компании в соответствии с современной методологией эксплуатации ИТ-инфраструктуры и разработка модели предоставления услуг бизнес подразделениям компании с использованием моделей сорсинга.
Ключевым принципом при реализации целей и задач является ориентация на бизнес цели компании, направленность на повышение эффективности деятельности ИТ-подразделений, оптимизацию стоимости и повышение качества предоставляемых услуг в области ИТ.
Основными задачами проекта являются:
Подход к реализации
Для реализации концепции реорганизации ИТ-подразделения определяются 5 основных источников формулирования стратегии сорсинга ИТ:
Аудит ИТ-службы и анализ ситуации
Первым этапом аудита ИТ-подразделения является классификация услуг, предоставляемых службой в отношении бизнес единиц. Основным результатом данной классификации является упорядоченное и структурированное описание бизнес-задач, которые решаются с использованием ИТ-ресурсов. На основании полученных данных наряду с выстраиванием соответствий между бизнес-целями, соответствующими им задачами в области ИТ и услугами, являющимися критериями использования ИТ бизнесом, проводится анализ целесообразности предоставления тех или иных услуг. На следующем этапе в первую очередь проводится анализ соответствия процессно-организационной структуры задачам ИТ и услугам, предоставляемым ИТ-подразделением. Также анализируется процессная модель предоставления услуг в организации. Анализ существующих в мире моделей организации ИТ-подразделений, первичный анализ текущей ситуации в компании и нынешнее состояние рынка ИТ-услуг в России позволяет выделить 2 варианта организации предоставления ИТ-услуг, применимых в компании в настоящее время:
Управление уровнем предоставления услуг - это процесс, в рамках которого происходят переговоры по вопросам предоставления услуг ИТ-подразделением бизнес-единицам, производится определение, измерение (оценка), управление и улучшение качества ИТ-услуг при соблюдении приемлемого уровня затрат. Это понимание реализуется в разработке, согласовании и выполнении Соглашения об Уровне Услуг (SLA), которое представляет собой соглашение между ИТ-организацией и заказчиком, где подробно оговорены предоставляемые услуги. Данное соглашение является неотъемлемой частью функционирования ИТ-подразделения.
Разработка концепции
ИТ-услуги, предоставляемые ИТ-подразделением компании, предварительно классифицируются на следующие две группы:
Выделяемые потенциально в аутсорсинг ИТ-сервисы должны быть доступны на рынке с требуемыми характеристиками по уровню качества и стоимости. Критерием эффективности предлагаемых на рынке ИТ-услуг следует считать снижение эксплуатационных расходов либо повышение качества при сохранении неизменного уровня расходов.
На основании выбора модели предоставления услуг, а также результатов аудита ИТ-службы и классификации услуг по принципу инсорсинг/аутсорсинг выполняется доработка процессно-организационной структуры.
Внедрение
Следующим этапом является внедрение процессно-организационной структуры и модели предоставления услуг.
Наряду с разработкой и утверждением регламентирующих деятельность ИТ-подразделения документов выполняется внедрение SLA, выработка и подписание соглашений с провайдерами услуг аутсорсинга.
Преимущества реализации концепции
Основные преимущества, полученные в результате реализации проекта, следующие:
В мировой практике накоплен обширный опыт реализации проектов по реорганизации ИТ-подразделений. Несмотря на разноплановость подходов и инструментов, необходимо отметить, что общим стало стремление использовать наряду с системным подходом принципы и концепции ITIL в разных формах, а также желание полной или частичной передачи ИТ-процессов в аутсорсинг.
Кроме того, необходимо отметить, что общим свойством реализации большинства проектов стало значительное снижение эксплуатационных расходов. |